Особенности системы образования в США
Прежде чем приступить к анализу американской системы образования и роли в ней женщин, отметим что сфера «женщин в истории» обширна и включает почти все вопросы, касающиеся жизни женщин прошлых эпох. Историки - энтузиасты буквально охотятся за новыми источниками, которые могли бы пролить свет на исторический быт женщин. Они анализируют судьбы женщин с позиции исторического опыта отдельных школ, колледжей и университетов, соотнося их развитие со сдвигами в политике, экономике, идеологии и культуры.
В этой связи для нас важнейшим источником послужил комплекс документов «American Higher Education», который при применении современных методик позволяет нам извлечь новую информацию о системе образования в США и развитии женского образования в конце XVIII - начале XX веков.
Судьба школы и педагогической мысли США были тесно связаны с историей, экономическим и общественно-политическим строем страны. Главная особенность исторического развития США — отсутствие ярко выраженных феодальных отношений и буржуазная основа происхождения - отчетливо сказалась и на эволюции школы и педагогики и определила специфику их развития.
В европейских странах пережитки средневековья в течение длительного времени сдерживали становление буржуазной школы, церковь стремилась сохранить абсолютное руководство воспитанием подрастающих поколений. Уже первые законодательные акты говорят о стремлении подчинить школу потребностям экономики, прочно связать ее с нуждами развивавшихся промышленности и сельского хозяйства. Дух практицизма, который характерен для американской школы сегодня, обусловлен этими историческими причинами.
Вместе с тем американская школа стремилась перенять многое от школ континентальных стран, что было закономерно. Во-первых, долгое время американские штаты были колониями Англии; во-вторых, на протяжении нескольких веков в Америку сплошным потоком приезжали переселенцы из разных стран, которые привозили и свои традиции и свои представления о воспитании подрастающего поколения. В конечном счете влияние англичан на формирование общественно-политических взглядов колонистов оказалось самым значительным. И это влияние отчетливо прослеживается на школе и педагогической мысли. «Первые английские поселенцы в Северной Америке, отцы-пришельцы, как их называют, как только выбирали места для поселения, так основывали прежде всего церковь и школу, и часто прежде школу, чем церковь», - писал К. Д. Ушинский.
В большинстве случаев поселенцы устраивали школы по типу тех, которые существовали на их родине. А так как поселенцы были разных национальностей и принадлежали к тому или иному религиозному направлению, то и школы в различных колониях складывались не по единому типу. Но и в этом многообразии преобладали школы английского типа. Как правило, школы функционировали на средства местных управлений или частных пожертвований.
Чтение, письмо, английская грамматика, пение псалмов — вот основные предметы преподавания в школах. В некоторых из них обучали труду. В ряде колоний на этот счет имелось соответствующее законодательство. Так, в Массачусетсе 14 июня 1642 г. был утвержден специальный ордонанс, в котором говорилось: «...принимая во внимание большую потребность многих родителей и хозяев в обучении их детей грамоте и труду, а также и другим умениям, полезным для общественного благосостояния, суд издает постановление, чтобы в каждом городе люди, избранные для более разумного использования этого дела, взяли на себя заботу исправить зло так, чтобы налагались в достаточной мере штрафы в качестве наказания за пренебрежительное отношение к делу обучения детей по заключению присяжных или другому донесению...».
В 1647 г. в Массачусетсе был принят закон о создании в этой колонии общественных школ. На основании этого закона каждый населенный пункт, насчитывавший 50 домов, должен был содержать учителя, который обязан обучать детей чтению и письму. Жителям поселков, насчитывавших 100 домов, предписывалось организовать грамматическую среднюю школу.
Аналогичное законодательство можно встретить и в других британских колониях в Северной Америке.
Аграрный характер Америки, особенно в колониальный период, отразился на учебных планах школ и содержании обучения в них. Факты свидетельствуют, что всякий раз, когда речь заходила о необходимости приблизить учебные планы к практическим нуждам страны, обязательными считались занятия, связанные с сельским хозяйством. Жизнь выдвигала потребность обучения знаниям практического порядка. Латинские грамматические (средние) школы вынуждены были идти навстречу требованиям жизни. Почти во всех колониях и особенно в приморских портовых городах в школах преподавались отрасли прикладной математики, особенно землемерное дело.
Национальная система образования США со всеми ее специфическими особенностями начала складываться после войны за независимость. Большие заслуги в становлении системы образования нового буржуазного государства принадлежат видным американским просветителям Б. Франклину и Т. Джефферсону.
Основные принципы совместного обучения
Основное теоретико - методологическое положение тендерной истории имеет понятие «гендр». Оно позволяет раскрыть не только «историю женщин» как таковую, но и историю тендерных отношений между мужчинами и женщинами, которые будучи одним из важнейших аспектов социальной организации особым образом выражают ее истинные характеристики и структурируют отношения между индивидами, в том числе внутригрупповые. «Тендер» как социокультурный феномен позволяет осознать учащимся и студентам свою тендерную принадлежность в культурно — историческом контексте.
В этой связи особое значение приобретает исторический опыт американских школ совместного обучения. В США в одной из первых стран стали реализовываться принципы совместного обучения полов в рассматриваемый нами период в элементарных школах.
При изучении структуры и организации данных школ следует иметь в виду, что они весьма разнообразны по своему типу. Особый интерес для нас представляют прежде всего городские школы, в которых нашли себе применение наиболее совершенная педагогическая методика и техника.
Элементарное или начальное образование в Америке продолжалось от 6 до 14 летнего возраста и представляло собой низшую ступень образования, обязательную для детей обоего пола.
Элементарная школа делилась на два отделения:
1. первоначальное (primary department) от 6 до 10 летнего возраста.
2. грамматическое (grammar department, grammar school) от 10 до 14 лет.
В общественных элементарных школах к середине XIX в. обучалось 21 278 тыс. детей, из них 10 812 тыс. мальчиков и 10 436 тыс. девочек. Все эти школы обслуживались армией педагогов в 640 957 человек, из них 573 718 женщин и только 67 239 мужчин. Ни в одной стране не было такого значительного преобладания учительниц.
Кроме грамматических школ во всех больших городах Соединенных Штатов имелись высшие школы (high schools) от 14-15 лет и до 18 летнего возраста. К примеру, программа занятий научного отделения Вашингтонской высшей школы, одной из лучших в США включала следующие дисциплины:
Первый год обучения: английский язык, история, алгебра, физика, химия, физиология, география, немецкий язык;
Второй год обучения: английский язык, история и полит.экономия, химия, геометрия, физика и немецкий язык;
Третий год обучения: тригонометрия, английский и немецкий языки.
Для желающих: французский язык, ботаника, химия, минералогия, история, полит-экономия, высший курс физики.
Образование в первоначальных и грамматических школах было бесплатным и преимущественно для лиц мужского пола вплоть до начала XIX столетия. Если и случалось, что в некоторых городах велось обучение девочек в школах, то это происходило лишь в то время, когда прекращались занятия с мальчиками. В основном это практиковалось в течение летних месяцев, когда не было достаточного количества мальчиков, чтобы заполнить классы. В первой трети XIX века во многих небольших городах Америки были основаны так называемые академии, просто грамматические школы с небольшим учебным курсом. В некоторые из них были допущены и девочки для совместного обучения с мальчиками.
Так, в 1833 году основатели маленького городка и школы Оберлэнь положили начало первому американскому опыту совместного обучения. Примеру этому последовал несколько лет спустя Горацио Манн, самый известный из американских педагогов. В 1840 году он сделал опыт совместного обучения в двух грамматических школах штата Массачусетс. Опыт удался, и Манн, не колеблясь, применил ту же систему при организации в 1853 году школ в Антиохии, несмотря на то, что это были средняя школа с интернатам.
Среднеспециальное образование женщин
Как уже отмечалось ранее, в тендерной истории особое значение имеют такие сюжетные узлы как политика и право, религия и культура, среднеспециальное и высшее образование. Именно они составляют важнейшие институты социального устоя, регулирующего равное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа в масштабе всего общества. Поэтому наиболее острая борьба за признание своих прав американские женщины вели в этих областях и особенно за право обучаться в колледжах и университетах, дававших основы для жизненной карьеры и профессионального роста.
По мере развития системы школьного женского образования, в особенности на уровне средней школы, ощущался острый недостаток учителей. Там, где существовали женские общественные школы, преподавателями, как правило, были женщины. В этих школах учителям-женщинам отдавалось предпочтение еще и потому, что их труд оплачивался значительно ниже мужского. Например, в штате Мэн, в 40-е годы XIX столетия учитель-мужчина получал 15 долларов в месяц, а женщина всего лишь 5 долларов. В Вермонте, Коннектикуте, Нью - Йорке женщина-учительница получала в 2 раза меньше мужчины.
Привлечение женщин к преподаванию в школах началось еще в первые десятилетия XIX века. Согласно статистическим данным Общества Высшего Женского образования, к 1850 году женщин - школьных учителей было в 2 раза больше, чем мужчин. В школах Филадельфии, например, в 1842 году работали 699 учительниц и 82 учителя. Во время гражданской войны, когда значительная часть мужчин находилось в армии, число женщин-учителей возросло, и впоследствии, в 1870 году, 3/5 учителей составили женщины. В 1898 году в общественных школах обеих ступеней 67.8% учителей составляли женщины, в частных и общественных средних школах их было 53.8%.
К середине XIX в. из учительниц элементарных школ в общем 26,2% получило подготовку или только в средней школе (5,7%) или на одногодичных педагогических курсах (20,5%). Согласно американскому исследователю Аллану Павару, к концу XIX столетия в американском обществе статистически типичным американским учителем стала белая замужняя женщина, мать двоих детей, политически бездействующая, но сторонница демократических взглядов.
«Типичная учительница школы - это молодая девушка 23 лет, урожденная американка, из фермы или небольшого городка. Ее подготовка включает четыре года средней школы и около года профессионально - педагогического образования, обеспеченного обычно или летними педагогическими курсами или педагогическим классом при средней школе. Она обучает 20 - 25 ребят по программе восьмилетней элементарной школы в течение восьми месяцев и остается лишь один или два года в той же самой школе. Ее среднее годовое жалованье 883 доллара и вся ее служба в школе продолжается в среднем около трех лет, после чего она или выходит замуж или переходит в лучшую групповую школу, или продолжает свое образование, обычно в одном из педагогических колледжей».
Про такого педагога в Америке середины XIX в. сложилась поговорка: «Школа - это маленький дом, где маленькая учительница, на малом жаловании, в малое время учит маленьких детей маленьким делам».
Таким образом, женщины были привлечены к активному участию в важнейшей сфере духовной и социально -экономической жизни американского общества - в школьном образовании. На первых порах учителей в женские школы набирали из числа наиболее способных учениц. Как правило, юные выпускницы, только что сами сошедшие со школьной скамьи не имели никакого представления о преподавании, тем не менее, их преподавательский опыт не всегда заканчивался неудачей.. Вот как описывает свое первое школьное занятие в женской Род-Айлендской школе одна из таких молодых учительниц Маргарет Фуллер:
«Около пяти лет просидела я за этими учебными скамьями, внимая учения своих педагогов. Теперь я сама педагог и должна чему-то научить этих девочек. Ученицы, как мне кажется, почитают меня, в их глазах я вижу уважение и трепет в ожидании чего-то нового, ведь не так давно они знали меня не более как старшеклассницу и от этого меня сковывает страх перед ними, как будто я нахожусь на экзамене у самых строгих преподавателей. Я не должна ошибиться ни на йоту. Вчера я прочитала им небольшую лекцию по риторике и сегодня после ее декламации я поняла, что нет большей благодарности для преподавателя, чем хорошая подготовка и разумные ответы ее учениц».
Однако такое положение дел, когда неподготовленные профессионально выпускницы женских школ занимались преподавательской деятельностью перестало удовлетворять американское общество. Постепенно возросшая потребность в преподавателях стимулировала движение за создание соответствующих учебных заведений для женщин.
В 1819 году с заявкой на выделение штатом Нью - Йорк средств на создание первого женского педагогического училища в городе Трои выступила 32-летняя Эмма Уиллард. Она была одной из тех женщин, которой удалось осуществить основные перемены в обществе по отношению к образованию женщин. Эмма Уиллард стала своеобразной «первооткрывательницей», которой, вопреки стесненным обстоятельствам, удалось создать благоприятные условия для развития женского послешкольного образования и повысить его уровень доступности для последующего поколения американок.
http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/zhenskoe-obrazovanie-v-ssha.html